Учителя школы отмечают, что современные дети значительно отличаются от тех, которые приходили в школу 5-10 лет назад.
Резко возросла информированность детей. Если раньше школа была основным источником получения ребёнком информации о мире, человеке, обществе, природе, то сегодня СМИ оказываются существенным фактором формирования у детей картины мира. Расширение кругозора, рост эрудиции, получение новых знаний о природе и обществе — несомненное преимущество современных детей.
Для жизнедеятельности современных детей характерно ограниченное общение со сверстниками.
День младшего школьника расписан по минутам (спортивная школа, музыкальная школа, английский, танцы и др.). Дворы и дворовые коллективы как особая детская субкультура постепенно исчезают.
Игры, совместная деятельность и сотрудничество со сверстниками часто оказываются ограниченными во времени или вообще недоступными для младших школьников.
Добиться требуемых результатов и удовлетворения от учёбы только на уроке нельзя. Поэтому очень важно, чтобы ребенок посещал специальные занятия во второй половине дня – это кружки и секции, когда каждый ребенок получает возможность развиваться и обучаться в удобном для него темпе, в удобное время.
Расписание занятий кружков составляется отдельно от расписания уроков. Правильно организованная система работы кружков представляет собой ту сферу, в условиях которой можно максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого учащегося, которая обеспечит воспитание свободной личности. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время.
Часы, отводимые на занятия в творческих объединениях, используются по желанию учащихся и направлены на реализацию различных форм ее организации, отличных от урочной системы обучения. Занятия проводятся в форме экскурсий, викторин, праздничных мероприятий, классных часов, олимпиад, соревнований, поисковых и научных исследований и т.д. Посещая кружки и секции, учащиеся прекрасно адаптируются в среде сверстников, благодаря индивидуальной работе руководителя, глубже изучается материал. На занятиях руководители стараются раскрыть у учащихся такие способности, как организаторские, творческие, музыкальные, что играет немаловажную роль в духовном развитии детей. Занятия в кружках направляют свою деятельность на каждого ученика, чтобы он мог ощутить свою уникальность и востребованность.
С целью обеспечения преемственности содержания образовательных программ начального образования при формировании плана внеурочной деятельности МАОУ «Начальная общеобразовательная школа» предусмотрена часть, рекомендуемая для всех обучающихся:
1 час в неделю – на информационно-просветительские занятия патриотической, нравственной и экологической направленности «Разговоры о важном» (понедельник, первый урок);
1 час в неделю – на занятия по формированию функциональной грамотности обучающихся (в том числе финансовой грамотности);
1 час в неделю – на занятия, направленные на удовлетворение профориентационных интересов и потребностей обучающихся «Моё Оренбуржье».