МАОУ "Начальная общеобразовательная школа"
город Кувандык
  • Патриотическое воспитание и государственные символы России

    Важнейшей составной частью воспитательного процесса в современной российской школе является формирование патриотизма и культуры межнациональных отношений, которые имеют огромное значение в социально-гражданском и духовном развитии личности ученика. Только на основе возвышенных чувств патриотизма и национальных святынь укрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности за ее могущество, честь и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей общества, развивается достоинство личности.

    Истинный патриотизм по своей сущности гуманистичен, включает в себя уважение к другим народам и странам, к их национальным обычаям и традициям и неразрывно связан с культурой межнациональных отношений.

    Понятие патриотизма включает в себя:

    • чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос;
    • уважительное отношение к языку своего народа;
    • заботу об интересах Родины;
    • осознание долга перед Родиной, отстаивание ее чести и достоинства, свободы и независимости (защита Отечества);
    • проявление гражданских чувств и сохранение верности Родине;
    • гордость за социальные и культурные достижения своей страны;
    • гордость за свое Отечество, за символы государства, за свой народ;
    • уважительное отношение к историческому прошлому Родины, своего народа, его обычаям и традициям;
    • ответственность за судьбу Родины и своего народа, их будущее, выраженное в стремлении посвящать свой труд, способности укреплению могущества и расцвету Родины;
    • гуманизм, милосердие, общечеловеческие ценности.

    Истинный патриотизм предполагает формирование и длительное развитие целого комплекса позитивных качеств. Патриотизм выступает в единстве духовности, гражданственности и социальной активности личности, осознающей свою нераздельность, неразрывность с Отечеством. Патриотизм формируется в процессе обучения, социализации и воспитания школьников.

    Школа, являясь сложным организмом, отражает характер, проблемы и противоречия общества и в значительной степени благодаря своему воспитательному потенциалу определяет ориентацию конкретной личности, отвечает за социализацию личности и является важнейшим инструментом, который способен эволюционным путем обеспечить смену ментальности, воспитать гражданина и патриота. Детский возраст является наиболее оптимальным для системы гражданско-патриотического воспитания, так как это период самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов.

    Минпросвещения России с 1 сентября 2022 года запустило в российских школах масштабный проект – цикл внеурочных занятий «Разговор о важном».

    Во всех школах страны учебная неделя начинается с занятия внеурочной деятельностью «Разговор о важном», посвященного самым различным темам, волнующим современных ребят. Центральными темами «Разговоров о важном» стали патриотизм и гражданское воспитание, историческое просвещение, нравственность, экология и др. Главной целью таких занятий стало развитие ценностного отношения школьников к своей родине - России, населяющим ее людям, ее уникальной истории, богатой природе и великой культуре. Занятия направлены на формирование соответствующей внутренней позиции личности школьника, необходимой ему для конструктивного и ответственного поведения в обществе.

    Основные темы занятий связаны с важнейшими аспектами жизни человека в современной России: знанием родной истории и пониманием сложностей современного мира, техническим прогрессом и сохранением природы и, ориентацией в мировой художественной культуре и повседневной культуре поведения, доброжелательным отношением к окружающим и ответственным отношением к собственным поступкам. События, люди, их деяния и идеи – все это может стать предметом бесед классных руководителей со своими классами.

    Методические материалы для организации цикла еженедельных занятий, включающие сценарий занятия, методические рекомендации по его проведению, интерактивный визуальный контент (Цикл внеурочных занятий Разговоры о важном), разрабатываются на федеральном уровне для обучающихся 1-2, 3-4, классов и размещаются на портале «Единое содержание общего образования» в разделе «Внеурочная деятельность».

    Методические материалы к циклу внеурочных занятий «Разговоры о важном»

    Методические рекомендации по организации цикла внеурочных занятий «Разговоры о важном» при реализации адаптированных основных общеобразовательных программ

    Но реализация гражданско-патриотического воспитания только с помощью знаниевого подхода невозможна. Новое время требует от школы содержания, форм и методов гражданско-патриотического воспитания, адекватных современным социально-педагогическим реалиям. Появляется необходимость в деятельностном компоненте гражданско-патриотического воспитания. Только через активное вовлечение в социальную деятельность и сознательное участие в ней, через изменение школьного климата, развитие самоуправления можно достигнуть успехов в этом направлении.

    Государственные символы Российской Федерации

    Чувство Родины у каждого своё. Но движется жизнь, происходят события, когда выявляется самое важное, что объединяет многих людей в едином порыве. И этот порыв перерастает в патриотизм. Патриотизм проявляется в различных условиях. Патриотическое чувство российского гражданина выражается в осознании долга по отношению к Родине, в стремлении охранять и приумножать всё то, материальное и духовное, что накоплено поколениями предшественников, в желании содействовать улучшению жизни соотечественников, наконец, в готовности пожертвовать ради Отчизны личными интересами и даже жизнью.

      Государственная символика РФ представляет собой совокупность символов, которые отражают традиции страны: исторические, государственные, патриотические, культурные и другие. Государственная символика – это отличительные знаки страны, которые выделяют её в мировом сообществе. Кроме этого, государственная символика может отражать экономику, географическое положение, духовный и интеллектуальный потенциал и т.д. Государственная символика ориентирована на перспективы и отношения с другими странами. Офциальная российская символика является выражением суверенитета страны и ее самобытности. Символика России отражает многонациональность культур и традиций. Символика РФ – это патриотическая и историческая ценность страны. Символика РФ включает в себя герб, флаг и гимн страны.

    Государственный герб РФ – официальный государственный символ. 25 декабря 2000 года принят Федеральный конституционный закон «О Государственном гербе РФ», утвердивший его описание и порядок официального использования. Государственный герб РФ представляет собой четырёхугольный, с закруглёнными нижними углами, заострённый в оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. Орёл увенчан двумя малыми коронами и – над ними – одной большой короной, соединенными лентой. В правой лапе орла – скипетр, в левой – держава. На груди орла, в красном щите, – серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьём чёрного опрокинутого навзничь и попранного конём дракона.

    Государственный флаг РФ – официальный государственный символ. 25 декабря 2000 года принят Федеральный конституционный закон «О Государственном флаге РФ». Он определяет правовое положение и правила использования флага России. Государственный флаг РФ представляет собой прямоугольное полотнище из трёх равновеликих горизонтальных полос: верхней – белого, средней – синего и нижней – красного цвета. В настоящее время чаще всего используется следующая расшифровка значений цветов флага России: белый цвет означает мир, чистоту, непорочность, совершенство; синий цвет – символ веры и верности, постоянства; красный цвет символизирует энергию, силу, кровь, пролитую за Отечество. Федеральный конституционный закон от 25.12.2000 №1-ФКЗ «О Государственном флаге Российской Федерации» определяет описание Государственного флага РФ и порядок официального использования. В силу ст. 4 указанного Федерального конституционного закона Государственный флаг вывешен постоянно на зданиях общеобразовательных организаций независимо от форм собственности или установлен постоянно на их территориях. Порядок использования государственного флага определяется Федеральным законом. Законом описаны случаи, в которых флаг должен использоваться обязательно: он помещается на зданиях, в которых располагаются органы власти (Президент РФ, Федеральное Собрание, правительство, федеральные министерства, ведомства и их отделения, органы власти субъектов РФ – республик, краёв, областей, автономных округов, органы местного самоуправления муниципальных образований – городов, районов и сельских поселений), в рабочих кабинетах руководителей органов власти, на зданиях представительств России за рубежом, на российских кораблях и судах. Российский флаг каждый день поднимается в воинских частях нашей армии. Флаг изображается на воздушных судах (самолётах и вертолётах), российских космических аппаратах. В дни праздников и важных событий государственный флаг украшает улицы и площади. Закон устанавливает случаи, когда и кем флаг должен использоваться обязательно. Существуют три основных способа применения флага: флаг может быть поднят, вывешен (установлен) или растянут. Существует ещё немало тонкостей в правилах использования флага, общий свод которых называется флажным протоколом. Используя государственный флаг своей страны, важнее всего соблюдать одно-единственное правило: помнить, что флаг – это символ каждого из нас, а потому не делать с флагом того, чего нам не хотелось бы, чтобы сделали с нами самими. ?Почему же кроме герба необходим ещё и флаг? Потому что герб и флаг дополняют друг друга и каждый из них выполняет особую задачу. Гербы помещаются на бланках, печатях, документах, изданиях, вывесках, различных предметах, указывая на то, какой стране они принадлежат. Но когда необходимо указать, что государству принадлежит какой-то крупный объект – морское судно, территория, сооружение, когда указание на государственную принадлежность должно быть видно с большого расстояния, то герб не может справиться с этой функцией и выполнить её может только флаг.

    Государственный гимн РФ – это музыкальное произведение, музыкальный опознавательный знак государства, его официальный государственный символ. Государственный гимн исполняет ту же функцию, что и государственный герб и государственный флаг, – он обозначает свою страну, отличает её от других стран. 25 декабря 2000 года принят Федеральный конституционный закон «О Государственном гимне РФ». Первое официальное исполнение Государственного Гимна РФ состоялось 30.12.2000 на Государственном приёме в Большом Кремлёвском дворце. Государственный гимн РФ исполняется во время торжественных церемоний и иных мероприятий, проводимых государственными органами. При публичном исполнении гимна присутствующие выслушивают его стоя, мужчины – без головных уборов. Гимн транслируется государственными телерадиокомпаниями: в новогоднюю ночь после боя часов, отмечающего наступление нового года; перед эфиром первой телепрограммы в дни государственных праздников. Закон устанавливает случаи, когда гимн должен использоваться обязательно, но он не ограничивает свободу граждан России пользоваться своим гимном. Мы можем исполнять гимн всегда, когда чувствуем к тому потребность, когда хотим подчеркнуть, что мы граждане своей страны.

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie», чтобы пользоваться сайтом было удобнее. Вы можете запретить обработку cookies в настройках браузера. Подробнее в Политике